В 6-м номере "Вопросов философии" вышла моя новая статья о совместимости святоотеческой мысли и христианского физикализма.
Замечу наперёд, что в этой работе я не отстаиваю какой-либо определённой позиции по проблеме онтологического статуса души. По своему характеру это, скорее, аналитическая статья, в которой мне было важно обозначить саму проблему совместимости, с одной стороны, материалистического понимания сознания и, с другой стороны, христианского догмата о бессмертной душе.
В настоящее время я по-прежнему придерживаюсь двух следующих тезисов:
(1) Сознание супервентно на мозге.
(2) Человек обладает душой в христианском смысле.
Очевидно, что между (1) и (2) имеет место некоторое концептуальное напряжение: в первую очередь из-за непрояснённости самих понятий "сознание" и "душа". Самым простым было бы просто пренебречь одним тезисом в угоду другому, но такая стратегия представляется мне, перефразируя Л.Н. Толстого, "интеллектуальной подлостью".
К. Макгинн однажды посетовал на чувство, возникающее при столкновении с "извечными" философскими вопросами. Перефразируя М. Кундеру, он назвал его "невыносимой тяжестью философии". На мой же взгляд, философ – это, наоборот, тот, кто постоянно выходит за рамки "зоны интеллектуального комфорта"; тот, кто умеет дышать разреженным воздухом неопределённости. В конце концов, в этом и состоит его работа.